МУЗЕИ

ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Венгерский национальный музей является настоящей сокровищницей страны.
Датой основания музея считают 1802 г., когда граф Ференц Сечени, один из самых талантливых, по-европей­ски образованных аристократов, написал императору Францу I письмо о передаче своего собрания и коллекции старины в дар нации. Предпосылкой для такого шага стали идеи французского Просвещения, а также борьба за то, чтобы венгерский язык стал официальным языком Венгрии, за уваже­ние к памятникам венгерской истории. Основу коллекции семьи Сечени составляли собрание монет и ан­тикварных вещей, а также книг, при сборе которых преобладало стремление к приобретению вен­герского и зарубежного, связанного с Венгрией, материала. В момент составления учредитель­ного письма она состояла из 11 884 печатных документов, 15 000 томов книг, 1156 рукописей, 142 томов географических карт и гравюр, 2019 золотых монет, а также различных антикварных пред­метов и нескольких картин. Венгерский национальный музей стал третьим в Европе учреждением подобного типа. Кстати, Сечени поставил условие: даримая библиотека долж­на называться «Bibliotheca Hungarica Familiae Comitum Szechenyi Patriae Sacrata». С тех пор венгерская Национальная библиотека носит это название.
Переданная коллекция сначала хранилась в здании пештского монастыря, а после – в здании университета. В 1807 г., согласно решению Национального собрания Венгрии, она стала достоянием нации. Коллекция пополнялась за счёт покупок и пожертвований, наиболее значительным стал дар жены основателя, Юлианны Фештетич – ценная коллекция минералов, которая впоследствии стала основой при создании Музея естествознания.
    В 1836 г. Национальное собрание рассмотрело вопрос о создании Национального музея и выделило необходимые для строительства деньги. Разработка проекта была поручена пештскому архитектору Михаю Поллаку. В 1837 г. приступили к возведению здания. Однако в 38 случилось разрушительное наводнение, которое надолго остановило все строительные работы. Окончено здание музея было только через 10 лет после закладки первого камня, в 1847 г. Тимпан фронтона украшает скульптурная группа мюнхенского скульптора Рафаэля Монти. Она состоит из центральной фигуры Паннонии, окруженной ал­легорическими фигурами Науки, Искусства, Истории и Славы. Фигура в правом углу символизирует Дунай, в левом – Драву. С 1875 г. стены и потолки парадного входа украшают аллегорические фрески Кароя Лотца и Мора Тана.
Значительная роль выпала на долю Нацио­нального музея во время освободительной борь­бы 1848-49 гг. 15 марта 1948-го со ступеней парадной лестницы Шандор Петефи прочитал «Национальную песнь». В саду музея происходили выс­тупления пештской молодежи и народные сход­ки, а в парадном зале музея заседала верхняя палата Национального собрания (она заседала здесь и позже, до построения нынешнего здания Парламента). Тем самым, здание музея стало символом национальной свободы. Это выражается и в том, что ежегодно 15 марта главные мероприятия национального праздника проводятся здесь.
После поражения национально-освободительной борьбы для музея, как и для Венгрии, наступили тяжелые времена. Но на защиту своего национального достояния выступило общественное мнение. По инициативе  Венгерского  союза  женщин  был создан музейный сад. В его пользу шли сборы с благотворительных концертов, устраиваемых в парадном зале музея. Часто дирижёром выступал Ференц Эркель, а однажды – сам Ференц Лист. В саду музея со временем были установлены памятники выдающимся венгерским деятелям литературы и истории. Главным является памятник Яношу Араню работы замечательного скульптора Алайоша Штробла, а памятник Ференцу Сечени – скромный дар уважения и благодарности, которые питают к нему венгры.
В XIX веке в музее работали видные специалисты, благодаря чему он до­стиг уровня европейских музеев. Их организаторская деятельность привлекла внимание всей страны к работе по спасению древних памятников искусства и культуры. Со временем из динамически разростающейся коллекции некоторые собрания, каждое из которых представляло необыкновенную ценность, выделились в отдельные музеи. В 1872 г. в рамках Национального музея был образован самостоятельный Этнографический музей. В этом же году от него отделился Музей прикладного искусства, а в 1896 г. часть собрания картин положила начало Музею изобразительных искусств.
В 1926-27 гг. была проведена полная реконструкция здания, проекты которой были подготовлены великим Йенё Лехнером. Этнографический музей, Музей естествознания и Библиотека Сечени отделились в 1949 г. При этом несколько исторических зданий попали в ведомство Национального музея: вишеградский Музей короля Матьяша, шарошпатакский Музей Ракоци, монокский Музей Кошшута и эстергомский Музей-замок.
Внутренняя структура Национального музея сохранила традиционное деление, сложившееся в момент его образования. Он включает от­делы археологии, средних времён, нового времени, документации, а также нумизматический кабинет, историческую портретную галерею, археологическую библиотеку. Здесь собрано огромное количество уникальных экспонатов, без которых неполными были бы знания об истории венгров и народов Карпатской низменности.
В Национальном музее есть две постоянные экспозиции. Первая показывает самые значительные архе­ологические материалы периода от палеолита до конца IX века, найденные на территории Венгрии. Вторая была создана в 1967 г, её материалы иллюстрируют историю Вен­грии со времени прихода венгерских племен в долину Дуная до середины XIX века. 
Дополнительная информация: www.hnm.hu

Элина Ковач / Журнал "Венгрия", 2010



ВЕНГЕРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Казалось бы, Венгерская национальная галерея (Magyar Nemzeti Galéria) – учреждение относительно молодое, в 2007 г. отметившее 50-летие. Однако не стоит забывать, что галерея стала преемницей некоторых коллекций Музея изобразительных искусств и Столичной галереи живописи. А если учесть, что Музей изобразительных искусств образовался на рубеже XIX-го и XX-го вв. путём слияния коллекций Национальной картинной галереи (отдела Венгерского национального музея) и Государственной галереи, то можно смело сказать, что история Венгерской национальной галереи началась в середине XIX века. Тогда, когда венгерская интеллигенция вела борьбу за независимость венгерской нации, а это период до и после освободительной войны 1848-1849 гг. (15 марта отмечается Национальный праздник День венгерской революции 1848 года). Венгерские общественные деятели, политики,  литераторы понимали, что важной частью культуры нации является искусство, поэтому всячески поддерживали его деятелей. На общественные пожертвования покупались картины для первого общественного собрания, однако для него требовалось специальное помещение, систематизация и т.д. Для этого в рамках Национального музея была создана Венгерская картинная галерея (1846 г.), позже – Национальная картинная галерея (1851 г.). В так называемый период «соглашения» выросла государственная поддержка, в 1870 г. государство купило собрание Эстерхази – самую большую частную коллекцию живописи того времени. Тогда же была учреждена Государственная галерея живописи, однако её профилем стало в основном зарубежное искусство, тогда как Национальной – венгерское.

В 1896 г. был создан Музей изобразительных искусств. Венгерское искусство поначалу не получило в нём должного представления, однако со временем были усовершенствованы систематизация и принципы экспозиции коллекций. Венгерская живопись переживала период бурного расцвета, связанного с влиянием лучших зарубежных течений, в государственное владение были приобретены значительные произведения лучших художников того времени, таких как Риппл-Ронаи, Ференци, Иваньи-Грюнвальд, Рети, Чок, Феньеш, Синеи Мерше, Мункачи и других. А когда в 1953 г. этому музею было передано собрание Столичной галереи, стало ясно, что запасников и выставочных залов катастрофически не хватает, для коллекций национального искусства  необходимо создание отдельного музея.
Как самостоятельное учреждение Венгерская национальная галерея начала существовать с 5 октября 1957 года, когда состоялось торжественное её открытие в здании, расположенном в центре города на площади Кошута. В тот момент её коллекция, составленная из переданных коллекций венгерского искусства нескольких музеев и галерей, состояла из 6000 живописных работ, 2100 скульптур, 3100 медалей и монет, 11000 рисунков и 5000 оттисков. В 1959 году правительством было определено новое, более подходящее место для размещения перешедших в её владение коллекций – часть здания Будайского дворца, куда, впрочем, галерея «переселилась» лишь спустя 16 лет, в 1975 г., когда закончилась основательная внутренняя реконструкция выделенных ей залов. А в здании на площади Кошута сегодня функционирует Венгерский этнографический музей. Перевезённая коллекция в тот год была дополнена материалом Музея изобразительных искусств – отдела Старого венгерского искусства. Таким образом стало возможным в одном месте полно представить всю историю венгерского искусства, от XI века до наших дней. Кроме того, в новом здании были прекрасные условия для реставрации и хранения произведений.
Залы с постоянными экспозициями открывались постепенно. Так, выставки «Готической станковой живописи и скульптуры», а также «Искусство Венгрии в период Позднего ренессанса и барокко» были открыты в 1979 г., «Створчатые алтари Поздней готики» - в 1982 г. (в бывшем тронном зале Будайского дворца), «Искусство Средневековья и Возрождения» - в 1985 г.
Неизменным успехом у публики пользуется экспозиция живописи и скульптуры XIX века, а также начала XX века, где замечательно и полно представлен переход венгерской исторической живописи к пленэрной и импрессионистической. Это и Лотц, и Мункачи, и Риппл-Ронаи, и Солнокская и Надьбаньская колонии художников, и художественная группа «Восьмёрка», и многое другое. Экспозиции этих залов поистине богаты, насыщены и красивы.
Впрочем, есть в галерее и коллекция произведений послевоенного периода. Работы художников, творивших во второй половине XX века, представляют большинство жанров живописи столетия: экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, нонфигуративные направления, абстракцию, гиперреализм, поп-арт, сюрреализм и трансавангард. Кроме того, в коллекцию входят пластические и фотографические работы, а также инсталляции.
В 2005 г. к Венгерской национальной галерее присоединили ещё одну часть здания Будайского дворца, что позволило более полно развернуть экспозицию венгерского искусства.
 Кроме того, в Галерее постоянно проходят и периодические выставки, вызывающие высокий интерес публики уровнем представляемых работ. Зачастую концепция выставок строится на проведении параллелей между венгерским искусством и искусством близлежащих стран, тогда в экспозицию включены работы выдающихся представителей зарубежной живописи и скульптуры определённых периодов.
Более подробная информация: www.mng.hu

Элина Ковач / журнал«Венгрия», март 2010 г.



БУДАПЕШТСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

  Венгерская столица приняла решение о создании музея истории в 1887 году. Первоначальным зданием для него стал Аквинкум. Свидетельства об истории Будапешта времён Римской империи представлены там до сих пор. Однако сегодня Будапештский исторический музей (Budapesti Történeti Múzeum) функционирует и в других зданиях: части Будайского королевского дворца и Музее Кишцелли. 
Коллекции Будапештского исторического музея складываются из трёх важных частей: археологических находок, предметного материала, касающегося истории города­­, и произведений искусства, также так или иначе связанных со столицей.

Центральным по расположению отделением музея является, конечно же, тот, что в Будайском дворце, здании «Е». Дворец является частью архитектурного ансамбля «города в городе» - Будайского дворца, который сегодня является постройкой, определяющих облик будапештской набережной. Расположенный на высоком холме на берегу Дуная в центральной части Будапешта, дворец внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Будайской крепости началась в XIII веке, когда после татаро-монгольского нашествия на этом холме начали возводить первые дома. А вернувшийся из иммиграции король Бела Четвёртый приказал возвести крепость, дабы оградить жителей от возможных будущих нападений. Вскоре вокруг крепости разросся городок, для его жителей была построена церковь, а для короля – замок. Центром страны Будайская крепость стала в начале XV века, когда Сигизмунд перенёс свою столицу в Буду. Рядом с королевской жилой башней он построил прекрасный Новый дворец и начал постройку крепостной стены. Кроме того, были возведены совершенные для того времени бастионы, а великолепный дворец с огромным рыцарским залом и башней Бузогань служили местом проведения рыцарских турниров. С тех пор и по сей день эта часть Буды считается одним из красивейших мест европейских столиц.
Правивший в XV веке король Матьяш пригласил для возведения роскошных дворцов лучших итальянских архитекторов. Однако с его смертью славная эпоха в истории Будайской крепости закончилась, прекрасный дворец начал приходить в упадок, а собранные в нём ценности распродавались в уплату долгов придворного штата.
В первой половине XVI века, во времена турецкого господства, замки и дворец были разрушены. Первый раз завоеватели разграбили и сожгли дворец отступая, тогда же была полностью разрушена большая часть зданий. В 1541 г. после длительной осады туркам обманом вновь удалось захватить Будайскую крепость, после чего в её истории начались печальные времена. Из королевской резиденции Буда превратилась в пограничный город огромной турецкой империи, Королевский дворец был превращён в казармы и склады, церкви же перестроили в мечети.
Венгры не раз пытались отвоевать Будайский замок, но безуспешно. Это удалось лишь через долгих 145 лет, в 1686 г. , когда битву за него выиграли христианские армии под предводительством лотарингского князя Карла и баварского курфюста Максимилиана. Восстановление Будайской крепости началось в XVIII веке, когда над руинами начали возводить здания в стиле барокко. Окончательную свою форму Королевский дворец принял в XIX веке, когда был полностью достроен по проектам венгерских архитекторов Миклоша Ибла и Алайоша Хаусмана. Однако роскошные огромные корпуса почти полностью были разрушены во время Второй Мировой войны. И лишь благодаря долгой и кропотливой работе по восстановлению дворца он вновь возвышается над городом во всём своём величии.

Королевский дворец находится за Национальным театром танца и действующей резиденцией президента Венгрии, занимая целый квартал. В этой парадной части крепостного района, украшенной фонтанами и красивыми ухоженными клумбами, расположены Венгерская библиотека им. Сечени, Венгерская национальная галерея и «герой» сегодняшнего рассказа - Будапештский исторический музей.
Здесь представлены экспонаты, найденные во время раскопок, проводившихся на территории средневекового дворца, а также экспозиции по истории венгерской столицы. Пожалуй, для того, чтобы представить себе материалы музея, стоит перечислить темы постоянных экспозиций.
«Древние народы, античные культуры». Здесь с помощью предметов культа и домашнего обихода, карт и фотографий представлено наследие народов, живших на территории сегодняшнего Будапешта с древних до аварских времён.
«Королевский дворец средневековой Буды». На нижнем этаже сегодняшнего дворца расположены отреставрированные залы того Королевского дворца, что стоял на этом месте с 1300 годов до турецкого нашествия. Посетители увидят красоту готических и ренессансных зданий. В тёплое время года можно выйти и в реконструированный сад, прогуляться вдоль крепостной стены до башни Бузогань, откуда открывается прекрасная панорама на весь город.
«Венгерско-анжуйский шёлковый настенный ковёр с гербом». Во время раскопок на месте, где некогда стоял дворец Телеки, были обнаружены богато украшенные одежды, обувь, деревянные предметы, а также шёлковый настенный ковёр XIV-го века с вышитыми на нём золотом и серебром гербами.
«Готические скульптуры из Королевского дворца эпохи средневековья». В 1974 г. в подвале одного из близлежащих домов была найдена коллекция из более чем 60 готических скульптур, в художественном плане представляющих большую историческую ценность. В первую очередь из-за того, что они расширили знания исследователей о придворном искусстве времён короля Жигмонда.
«Новые времена Будапешта». Эта экспозиция рассказывает о рождении Будапешта при объединении маленьких городков (Буды, Пешта и Обуды), а также становлении венгерской столицы в качестве крупного европейского города. Эта показано путём представления экспонатов, иллюстрирующих историю города, его расширение и развитие, жизнь горожан.
Кроме указанных выше постоянных экспозиций, в Музее истории Будапешта регулярно проходят временные выставки.
Более подробная информация: www.btm.hu.

Элина Ковач / журнал «Венгрия», апрель 2010 г.

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ


Будапештский Музей изобразительных искусств - одно из самых респектабельных учреждений страны. В его залах представлено крупнейшее в Венгрии собрание произведений зарубежного изобразительного искусства.


Музей, основанный в 1896 году, размещается в построенном в 1900-1906 гг. специально для этого заведения здании на столичной площади Героев. Проект его был создан в стиле неоклассицизма венгерскими архитекторами Альбертом Шикиданцем и Фюлёпом Херцогом.
Основная экспозиция состоит из шести отделений:
- Древнеегипетское отделение
- Отделение античного искусства
- Собрание старинной скульптуры
- Галерея старых мастеров (самая известная и наиболее полная коллекция музея, представлены работы XIII – XVIII вв., большая часть выполнена в портретном жанре)
- Отделение графики и гравюры (в том числе рисунки Рембрандта, работы Гойи, эскизы Леонардо)
- Галерея искусства конца XIX – первой половины XX веков (в основном это картины в стилях романтизма и импрессионизма)
Помимо постоянных экспозиций, здесь проходят временные выставки зарубежной живописи и графики.

Некоторое время назад казалось, что расположенный в огромном здании на парадной площади венгерской столицы музей подобен заснувшему великану: жизнь течёт в нём медленно-медленно, выставки проходят какие-то блёклые, а работники и посетители и сами становятся похожи на мумий из залов древнего искусства. И вдруг, несколько лет назад, этот великан словно очнулся от сна, встрепенулся и начал настолько активную деятельность, что мгновенно очутился не только в числе важнейших культурных заведений страны, но и «перешёл на ты» с престижнейшими музеями мира (многие объясняют это приходом нового генерального директора в лице Ласло Баана). Каждая открывающаяся здесь выставка производит эффект разорвавшейся бомбы, причём не только благодаря привозящимся сюда со всего мира знаменитым полотнам, но и оригинальной их подачей, когда экспозиция строится на мобильных стенах каждый раз иного цвета, чтобы создавать настроение, отвечающее конкретной выставке.

Более подробная информация: www.szepmuveszeti.hu
Элина Ковач


Комментариев нет:

Отправить комментарий