СЦЕНЫ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (NEMZETI SZINHÁZ)

     Национальный театр считается главным театром Венгрии. Однако он может претендовать и на звание самого спорного. И начинается его спорность с архитектуры современного здания, построенного по проектам Марии Шиклош. Первый спектакль состоялся в возведённом в рекордные сроки (15 месяцев) театре 15 марта 2002 года. Пресса шумела, но не радуясь долгожданным обретением театром постоянного «места прописки» и восхваляя премьеру, а громя на своих страницах его нелепую архитектуру и плохую акустику зрительного зала...
     История Национального театра началась с мечты графа Сечени, которая осуществилась в 1832, когда началось строительство роскошного театрального здания. Решением Венгерского парламента в 1836 году была создана труппа Национального театра, занявшая здание, расположившееся на углу улицы Ракоци и Музейного кольца. Однако в 1913 году оно было разрушено. Тогда труппа стала арендовать здание Народного театра (Непсинхаз) на площади Блаха Луйза, но в 1965 году и оно было разрушено по причине строительства там метро. Труппа перешла в здание сегодняшнего театра Талия, что на улице Надьмезё, а позже, в 1966-ом - Венгерского театра на площади Шандора Хевеши. Пребывание в называемом «временным» пристанище затянулось на 34 года, вплоть до начала строительства нового здания Национального театра.
     Расположенный на пештской стороне дунайской набережной театр, а также окружающие его сад и парк скульптур привлекают как горожан, так и многочисленных туристов. Все они желают разгадать множество символов, встречающихся здесь буквально с первых шагов. Символическим входом в театральный парк является скульптурная композиция в виде сценического занавеса, который придерживают прославленные актёры Клара Толнаи и Золтан Латинович. А сам парк «населён» скульптурами легендарных венгерских театральных деятелей прошлого, причем каждый из них изображён либо в образе (актёры), либо в характерной позе (режиссёры, сценаристы). В части парка, выходящей к реке, расположены два интересных объекта: лабиринт из аккуратно подстриженных кустов и спиралевидный зиккурат, поднявшись на который, можно насладиться открывающейся прекрасной панорамой на будайские холмы.
   Снаружи театр похож на огромный корабль (видимо, определённую роль в замысле играло расположение здания на берегу Дуная), именно поэтому архитектурная композиция перед его центральным входом выполнена в виде носа корабля, окружённого искусственным водоёмом. Эффектно смотрится весь архитектурный ансамбль вечером, подсвеченный. Фасад центрального входа увенчан скульптурами, изображающими девять муз, впрочем, весьма дилетантского исполнения. Зато в фойе театра поражаешься красоте использованных для отделки материалов, большинство из которых – натуральные: известняк, гранит, дерево. А вот оба сценических зала - Большой (расчитанный на 619 зрителей) и Студийный (на 150 зрителей) – оставляют желать лучшего, как в плане интерьера, так и акустики...
     Основатель должного стать символом нации театра писал так: «...продолжая традиции, стремиться в новопостроенном Национальном театре достойно значению учреждения уважать толкователей венгерской и классической драматической литературы, театрального искусства.»
     Актуальный репертуар Национального театра, а также другую интересующую информацию можно найти на сайте: www.nemzetiszinhaz.hu

Элина Ковач / Журнал "Венгрия", 2008



НОВЫЙ ТЕАТР

Театр под названием «Новый театр» (Új Színház) расположен в самом центре Будапешта, поблизости от Оперы и бывшего Балетного училища, на улице Паулаи Эде (Paulay Ede), 35. Мало кто знает, что судьба и история здания театра были такими же бурными и беспокойными, как и многое другое, происходившее в 20-м веке в этой стране и с этом городе.
В здании, построенном в 1907 году в стиле арт-деко по проектам Белы Лайта, с 1909-го начал работать кафешантан «Паризиана». В 1910 году название здания поменялось на «Хрустальный дворец». Однако уже в 1912-м, после переобустройства интерьера, вновь последовало новое название, на этот раз «Дворец танцев». В 1919-м сюда заселился Мьюзик-холл, и тогда в зрительном зале поставили фиксированные ряды кресел (до этого там стояли столики со стульями). В 1921-м здание было перестроено по проектам Ласло Ваго, теперь уже в необарочном стиле. Именно тогда зрительный зал принял облик, имеющий и сегодня - были добавлены ложи. Однако постоянное название (а значит и постоянный театр) за зданием так долгое время и не могло закрепиться. За период с 1921 по 1990 оно менялось 12 раз! Театр «Блаха Луиза», Камерный театр Национального театра, «Камара», «Андраши», «Мювес», Театр пионеров, Молодёжный театр, «Йокаи», «Талиа», «Барток», Будапештский детский театр, «Арань Янош»...
Неизбежная масштабная реконструкция здания театра прошла в 1987-90 гг. Она подразумевала под собой не только ремонт, но и расширение помещений для публики, а именно - фойе, гардероба, буфета. При этом необходимо было изменить архитектурную композицию интерьера и придать ей стильность характера, убрать разрозненность, появившуюся вследствие множества мелких переделок, но сохранить необарочное величие зрительного зала. Это блестяще удалось архитекторам Тамашу Кёнигу и Петеру Вагнеру. При этом наибольшей их заслугой стало то, что фасаду здания, который в начале 50-х годов был полностью переделан в стиле социалистического реализма, они вернули прежний вид и настроение, задуманное Лайтой, венчающий здание аттик - ряд стилизованных ангелов с крыльями. Именно так появился нынешний облик театра, который проявился в никогда не существовавшем архитектурном стиле, однако спас огромное архитектурное значение здания. В 1997 году оно получило премию охраны памятников старины и искусства Европейского Союза «Europa Nostra». Ну что ж, остаётся только пожелать, чтобы будущее здания театра, как и самого Нового театра, было хотя бы настолько спокойным, насколько беспокойным было их прошлое.
Сегодня Новый театр – не только культурное заведение, являющееся местом встреч. Коллектив театра и его репертуар желают помочь своему зрителю в решении современных проблем, заключающихся в желании идентитации и её поиске современным человеком, независимо от его возраста и пола.
В труппу, насчитывающую 24 актёра, входят как корифеи венгерского театрального искусства, такие как Карой Эперьеш, Илдико Баншаги, Шандор Гашпар, Ласло Фёлдеш «Хобо», Тери Тордаи, так и молодёжь. В репертуаре присутствуют классические и современные, венгерские и зарубежные произведения. Если рассматривать их жанры, то это и комедии, и трагедии, и спектакли абсурда, и детские представления.
В число режиссёров театра входят и именитые венгерские мастера (Петер Рудольф, Миклош Синетар), и молодые таланты, и зарубежные творцы, в том числе и Сергей Маслобойщиков из Украины. В программе театра и сейчас идут спектакли, поставленные им: «Скупой» Мольера и «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Интересны отношения Нового театра и литературы. Многие спектакли поставлены по современным пьесам, некоторые из них даже специально написаны для этого театра. Также, как и, по просьбе коллектива, сделано несколько новых переводов классических произведений, вызванные стремлением не только новизной постановки, но и звучанием, а именно – сегодняшним лексиконом, придать современности классике.
В галерее Нового театра регулярно проходят выставки фотохудожников, живописцев и графиков.
Целью такого многостороннего объединения стараний коллектива Нового театра является представление будапештской, венгерской и зарубежной публике красок сегодняшнего мышления, ритма и культуры.
А в марте этого года (2009-го - прим. автора) у театра появился художественный руководитель. Раньше функции худрука выполнял директор Иштван Марта, однако, из-за его всё увеличивавшейся административной нагрузки, было решено ввести в штат отдельную должность, которую занял опытный режиссёр Янош Сикора. Он пообещал сделать новый театр из Нового театра! Ну что ж, посмотрим-увидим, в любом случае, учитывая богатое творческое прошлое Сикоры, это интригует.
Актуальную программу Нового театра, описание спектаклей, биографии актёров, а также другую интересную информацию можно найти на сайте www.ujszinhaz.hu .

 Элина Ковач / Журнал "Венгрия", 2009


 ТЕАТР «МАДАЧ» (MADÁCH SZÍNHAZ)


У каждого театра есть своё здание, название, возраст, труппа и живительная интеллектуальность, благодаря которой всё это живёт. И, конечно, есть история существования, формы.
В Будапеште двадцатого столетия под названием «Мадач» было организовано несколько объединений. В 1919 году небольшая труппа, созданная сплошь из актёров, возвратившихся с фронта, экспериментировала в малом зале Академии музыки. Несмотря на успехи, через год труппу оттуда выселили, после чего она распалась.
Следующий театр «Мадач» был открыт в 1940-м в здании на площади Мадач, построенном первоначально для кинотеатра.
В тогдашней труппе были очень сильные актёры, чего стоил лишь Золтан Варконьи, чьё исполнение ролей Гамлета, Генриха, «Мнимого больного» до сих пор является настоящей театральной легендой. Однако в 44-м театр, которым руководил придерживающийся антифашистских взглядов Андор Пюнкёшти, был закрыт гитлеровцами. После войны в «Мадаче» опять начали репетировать, а в 1947-м он стал первым национализированным, получив название Государственного театра «Мадач». Но в 49-м, когда национализированы были уже все театры, – неожиданный поворот: из названия убрали слово «государственный». А ещё через 2 года – вновь значительные перемены: бывший камерным, театр стал большим, переселился в здание Венгерского театра на теперешней площади Хевеши. Труппа было обновлена, как и руководство. Лишь в 54-м родилась существующая и поныне конструкция: в здании на площади Мадач стал функционировать Камерный театр «Мадач» (который, кстати, в 2004-ом получил название театра «Эркень»). С тех пор существуют так называемые малый «Мадач» и большой «Мадач».
Когда в 53-м было снесено здание на кольце Ленина (ныне - Эржебет), где ранее располагался «Ройал Орфеум», никто и не предполагал, что строящееся на его месте по проектам Оскара Кауфмана целых 8 лет здание руководство страны отдаст «Мадачу», положив тем самым конец его скитаниям! Громкий премьерный спектакль состоялся 24 марта 1961 года. Это был «Кавказский меловой круг» Брехта в постановке Отто Адама, где главные роли исполнял актёрский цвет: Ирен Пшота, Шандор Печи, Миклош Габор, Хеди Варади.
Сегодня «Мадач» является одним из ведущих театров страны. Несмотря на бесконечные перемены, всё это время различные «Мадачи» объединяла одна идея, а именно – сконцентрированность каждого из спектаклей на актёрах. Нынешняя труппа состоит сплошь из талантливейших актёров как старшего, так и молодого поколения, каждый из которых – личность, деятельность которого выходит далеко за рамки театра. Даже именитым и опытным режиссёрам приходится с ними ох как нелегко, ведь стоит трудная задача соединить на сцене целые галактики, однако результат обычно стоит усилий – практически каждая из постановок театра имеет оглушительный успех! Идут здесь как драматические спектакли, так и мюзиклы. За билетами на спекакли в «Мадач» надо в буквальном смысле охотиться, в день, когда начинается оглашённая заранее предварительная продажа билетов, у его касс выстраиваются длиннейшие очереди!
Наслаждение, полученное от спектаклей, дополняет эстетическое наслаждение самим зданием театра, которое было обновлено на рубеже веков. За импозантным фасадом скрываются красивейшие интерьеры. На стенах просторного фойе росписи сценографа Балажа Хорешньи в немного средиземноморском стиле. Зрительный зал вмещает 804 гостя, для удобства которых его оснастили кондиционерами. Потолки украшают росписи ведущего сценографа театра Белы Гётца.
Актуальную программу театра «Мадач», описание спектаклей, биографии актёров, а также другую интересную информацию можно найти на сайте www.madachszinhaz.hu .

Элина Ковач / журнал «Венгрия», февраль 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий